Авторское право в архитектуре

Архитектурная деятельность представляет собой сложный процесс, включающий создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, реализацию проекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, могут охраняться авторским правом (copyright) как произведения.

В области архитектуры к охраняемым авторским правом объектам можно отнести:

  • непосредственно здания, сооружения,
  • садово-парковые комплексы,
  • интерьеры,
  • архитектурные проекты; чертежи;
  • изображения; макеты (включая 3D); карты.

При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер (который предполагается, пока не доказано обратное) и быть выражены в объективной форме (чертеж, здание, макет). Никакой специальной регистрации таких объектов не требуется, и охраняются они с момента их создания. Также не требуется новизны и оригинальности.

Важно знать, что авторское право защищает только форму выражения творческого замысла. При этом идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные в объективной форме, не подлежат правовой защите. Что это значит? Во-первых, это значит, что если ваша задумка не была воплощена в электронной форме в специализированной программе в виде проекта или на бумаге в форме чертежа, то охраняемого объекта не возникло. Во-вторых, это значит, что закон не запрещает разным людям иметь похожие идеи и замыслы и воплощать их независимо друг от друга в схожей форме.

Теоретически возможна была бы ситуация, что двум архитекторам пришла бы в голову идея создать проект арки Ла-Дефанс и они независимо друг от друга разработали бы схожие архитектурные проекты. В таком случае нарушения авторских прав не было бы. Если же будет доказано заимствование, то это совсем другая история.

"Grande Arche" by mibuchat is licensed under CC BY-SA 2.0 

Также важно отметить, что проектная документация на строительство целиком не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта, где воплощен именно творческий замысел автора. Чисто технические решения не охраняются авторским правом.

Закон устанавливает, что авторские права состоят из двух групп:

  • Имущественные права (также именуются исключительное право);
  • Личные неимущественные права автора-создателя (физического лица).

В исключительное право входит целый набор прав, позволяющих использовать произведение путем его: воспроизведения (копирования), распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т. д.

Исключительное право или отдельные его правомочия могут временно передаваться, в том числе за деньги, третьим лицам по модели лицензионного договора (по аналогии с арендой), или отчуждаться навсегда в полном объеме (по аналогией с продажей). Оно может принадлежать как автору, так и третьему лицу (правообладателю) в случае, например, создания служебного произведения или отчуждения по договору.

На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение.

Очень важно при заключении договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу, или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительное право передается во временное пользование без намерения отчуждения навсегда, необходимо предусмотреть в договоре срок и способы использования вашего объекта. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект (перерабатывать).
 

Важно понимать нюансы различных договоров и знать их правовое регулирование, чтобы знать, перешли ли права на проект/объект архитектуры от автора к заказчику или застройщику.
 

Так, например, по общему правилу, если проект создает физическое лицо (автор) своим личным трудом по заказу, то исключительно право сохраняется за ним, а заказчик может только использовать проект для тех целей, для которых он его заказывал. При этом автор сможет перерабатывать этот проект и использовать его иными способами в дальнейшем. Но ничто не мешает поменять такое регулирование, прямо предусмотрев в договоре иные условия.

Совсем другая ситуация будет, если объект создается юридическим лицом (например, архитектурной мастерской) по заказу или при исполнении трудовых обязанностей работником. Тут уже закон прямо предусматривает автоматический переход исключительного права заказчику/работодателю и отдельного соглашения о передаче прав не требуется.

Правообладатель исключительного права может запрещать или разрешать другим лицам использовать свой объект. При этом в случае нарушения прав правообладателя тот имеет право через суд требовать запрета использования объекта, а также денежной компенсации за неправомерное использование. Денежная компенсация имеет штрафной характер и может, в частности измеряться как двойная стоимость архитектурного проекта или двойная стоимость лицензии на него, либо по усмотрению правообладателя определяться в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей за один случай незаконного использования.
 

В отличие от исключительных прав существуют еще личные неимущественные права автора. Такие права «прикреплены» к создателю произведения (автору) и являются неотчуждаемыми. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения (защита от искажений), право авторского контроля и надзора. Скажем, удаление имени архитектора с проекта допускается только при наличие его согласия. В случае нарушения таких прав, автор не имеет право на денежную компенсацию, о которой речь шла выше, но имеет право на компенсацию морального вреда (обычно значительно ниже) и также запрета использования произведения.
 

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.
 

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.
 

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем, уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Важно разделять, что помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения (входит в состав исключительно права, которое может отчуждаться). Переработка означает, что создается новое самостоятельное произведение, на основании имеющегося. Право перерабатывать может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего. Определить что имело место переработка или изменение может только экспертиза.

Ну и в заключение, отмечу, что как исключительное право, так и личные неимущественные права автора не зависят от материального носителя, в котором выражено произведение. Это означает, что сама по себе передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта, например на флешке или на бумаге, не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение. Для перехода исключительного права должна быть выражена воля сторон договора или такой порядок должен быть прямо установлен в законе.