Как это ни странно, но далеко не каждый фотограф осознает, что результаты его съемок в виде фотографий представляют собой охраняемые законом объекты авторского права, то есть результаты интеллектуальной деятельности, созданные творческим трудом человека. Причем что интересно, в законе прямо закреплено допущение («презумпция»), что ВСЕ подобные результаты интеллектуальной деятельности имеют творческий характер. Это означает, что пока кем-то не доказано обратное, созданная фотография охраняется законом как произведение (объект авторского права), и у ее создателя есть установленное законом право разрешать или запрещать ее использование всем третьим лицам, а также именоваться автором.
Закономерным будет вопрос, какую пользу это принесет фотографу?
Приведу пример, в основе которого лежит ситуация, имевшая место в моей личной юридической практике. Фотограф производил фотосъемку во время участия в экспедиции по России. Копии фотографий он передавал организаторам экспедиции путем размещения на общем сервере. После своего возвращения домой через некоторое время он узнал, что значительная часть его фотографий без его ведома была размещена на сайте в сети Интернет одного из организаторов экспедиции без каких-либо ссылок на него как на фотографа. При публикации автором фотографий с указанием своего имени на одном из сайтов, организаторы экспедиции ему сообщили, что сам он свои фотографии использовать не вправе, так как их собственниками стали организаторы экспедиции.
Для того чтобы знать, на что вправе претендовать фотограф в подобном случае, неплохо было бы разбираться в общих вопросах, связанных с авторским правом.
Автор (фотограф) уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения, ценности или оригинальности. Как уже было сказано, требуется только творческий вклад, который предполагается, пока никем не опровергнут. Никакой специальной регистрации авторских прав при этом не требуется. Охрана возникает в силу создания. Единственное что необходимо – это выражение произведения в объективной форме, например, в виде электронного файла или на фотобумаге.
Что интересно, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если кем-то другим не доказано иное. Так при настройке фотосъемки при использовании формата EXIF, можно указать дополнительные параметры для метаданных электронного файла: имя автора, дату и время создания снимка, модель камеры, выдержку и т.п. Указание имени таким образом будет достаточным для возникновения презумпции авторства. Это будет аналогично ситуации, когда фотограф опубликует снимки на своей страничке в Интернете или в книге и укажет свое имя под фотографиями.
Очень важно знать, что авторские права существуют вне зависимости от материального носителя, в котором выражено произведение. То есть передача кому-то экземпляра/копии фотографии не означает передачу авторских прав на нее. То есть не надо путать право собственности на вещь и интеллектуальные права (нематериальные).
Для передачи исключительного права на фотографию или иной объект авторского права (картину, видео, книгу и т.п.) требуется совершение определенных юридически значимых действий, например, заключение договора на создание произведения для кого-то (договор подряда, авторского заказа), договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора, письма-согласия. Исключительное право также может переходить к другим лицам, например, по наследству. Если лицо работает по трудовому договору и в его трудовые функции входит создание произведений, то работодатель автоматически приобретает исключительные права на все созданные при исполнении трудовой функции работником произведения. В таких случаях, такое лицо хоть и не является автором, но становится правообладателем объекта авторского права.
Еще важно знать, что отсутствие прямого запрета использовать объект авторского права не означает согласие автора или правообладателя на такое использование. То есть даже если автор прямо не высказал вам своих возражений на размещение его фотографий, скажем, в Instagram, это еще не означает, что такое использование его фотографий законно.
Хотелось бы отметить также и то, что исключительное право на произведение не охраняется вечно. Оно действует в течение всей жизни автора-создателя, а также в течение 70 лет после его смерти. После этого, произведение переходит в общественное достояние, и его может использовать каждый, уже не получая никакого согласия автора.
Помимо исключительного права на объекты авторского права параллельно возникают так называемые «личные неимущественные права автора», которые нельзя никому передать и которые охраняются бессрочно. Это право признаваться автором, право быть указанным в качестве автора на экземплярах произведения, право на неприкосновенность (защита от искажений). Это значит, что даже если «Евгений Онегин» перешел уже давно в общественное достояние и на него больше не распространяется исключительное право, то личные неимущественные права Пушкина защищаются бессрочно, и его произведения при их использовании необходимо сопровождать указанием на автора. То же самое касается и фотографий. Для того чтобы использовать фотографии без указания автора, необходимо получить его разрешение.
В случае использования фотографии без согласия автора/правообладателя (далее для удобства буду писать просто «автор»), последний имеет право требовать прекращения незаконного использования (например, удаления). Также автор имеет право на денежную выплату в форме убытков (которые надо обосновать), либо в форме компенсации. Компенсация самый распространенный способ расчета денежной выплаты за незаконное использование произведения. Она может рассчитываться двумя способами: либо в диапазоне от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей за один вид незаконного использования одной фотографии, либо в двукратном размере стоимости фотографии или двукратном размере стоимости ее лицензии (стоимости за которую предоставляется право использования другим лицам). То есть если фотография стоит 2 тысячи рублей, компенсация в двойном размере составит 4 тысячи рублей. Если вы обычно предоставляете лицензию на ее использование в размере 1 тысяча рублей в год, то за каждый год незаконного использования без лицензии можно требовать 2 тысячи рублей. Если же таких данных для расчета в принципе нет, то рассчитывать компенсацию рекомендуется первым способом и определять самому в промежутке от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом важно понимать, что если дело дойдет до суда, то судья вряд ли взыщет за обычную фотографию больше 10 – 30 тысяч рублей. Больший размер вам придется хорошенько обосновать, например, высокой художественной ценностью, известностью фотографа, уникальностью. В практике встречаются редкие случаи взыскания и по 100 тысяч рублей за фотографию. Важным нюансом для вас может стать и то, что чем больше вы взыскиваете денег в суде, тем большую пошлину за обращение в суд вам придется уплатить.
Теперь, зная основные моменты правового регулирования объектов авторского права, можно попробовать вместе разрешить конфликтную ситуацию, приведенную мною в самом начале.
Вы наверно согласитесь со мной, что в данном случае фотограф создал охраняемые законом объекты авторского права – фотографии. Пока не доказано иное, предполагается, что фотографии имеют творческий характер, необходимый для их охраны. В силу того, что он опубликовал их под своим именем на сайте, а также в силу того, что в метаданных файлов было указано его имя, возникла презумпция его авторства.
Дальше необходимо разрешить вопрос, имеют ли организаторы экспедиции какие-то права на данные фотографии. Как вы уже знаете, простое копирование файлов с фотографиями не является достаточным основанием для перехода авторских прав на фотографии. Какого-либо соглашения с организаторами экспедиции фотограф не подписывал, в трудовых отношениях не состоял, иных подтверждений каких-либо договоренностей также нет. Следовательно, мы приходим к выводу, что авторские права на фотографии остались за их автором.
После этого, необходимо понять, как вести себя автору, который обнаружил свои фотографии, размещенными, например, на чужом сайте.
В завершение можно сказать, что заботиться об охране ваших прав лучше с самого момента создания фотографий, прибегнув к достаточно простым способам, о которых речь шла в данной заметке. В таком случае, при выявлении нарушений Вам будет гораздо легче пресечь незаконное использование.