Главные активы ИТ компании – нематериальные активы

Трудно поспорить, что ресурсы компании влияют на уровень ее экономического благополучия и на ее конкурентоспособность на рынке. Будущая экономическая выгода зависит от того, как компания управляет своими ресурсами в настоящем.

Наиболее ценный ресурс любой современной ИТ компании – это люди и те ИТ-продукты (нематериальные активы), которые они создают. Грамотное управление этими двумя ценнейшими активами – главная задача компании.  

Своевременное выявление, оформление, грамотное использование и эффективная защита нематериальных активов (НМА) повышает капитализацию компании, уровень ее конкурентоспособности на рынке, репутации и узнаваемости, поскольку защищает НМА от использования конкурентами, повышает спрос на товары/услуги, привлекает отечественные и международные инвестиции и в целом снижает риски при ведении бизнеса.

Так какие наиболее ценные НМА имеются в ИТ компании?

Программное обеспечение

Товарный знак

Сайт в сети Интернет

Патенты

Ноу-Хау (Секрет производства)

 

Нематериальные эти активы потому, что их нельзя потрогать, они существуют в неосязаемой форме интеллектуальных прав на них.

 

Программное обеспечение

Что мы охраняем?

Программное обеспечение является охраняемым авторским правом объектом (произведением) наравне с произведениями литературы и искусства.

 В законе[1] программное обеспечение по старой памяти именуется как программа для ЭВМ, хотя все понимают, что сегодня программа может функционировать на большом количестве иных устройств или платформ, например на смартфоне или игровой консоли.

С правовой точки зрения программа для ЭВМ представляет[2]:

  • представленную в объективной форме совокупность данных и команд,
  • предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств
  • в целях получения определенного результата,
  • включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

[1] 4 часть Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ)
[2] Ст. 1261 ГК РФ

Товарный знак (знак обслуживания)

Товарные знаки (знаки обслуживания) по законодательству Российской Федерации представляют собой обозначения, способные отличать товары/услуги одних предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) от однородных товаров/услуг других предпринимателей. В качестве товарных знаков регистрируют бренды, логотипы, слоганы, дизайнерские аббревиатуры, иконки мобильных приложений, названия программных продуктов и мобильных приложений и иные обозначения, обладающие различительной способностью и соответствующие требованиям законодательства.

Товарный знак может быть учтен организацией в качестве объекта нематериальных активов. При этом учету подлежит как сам товарный знак, так и исключительное право на него.

Предприниматели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) вправе выпускать свои товары/ИТ-продукты, выполнять работы и оказывать услуги под зарегистрированным на их имя товарным знаком (знаком обслуживания).

Так, контрагенты и потребители узнают предпринимателя, а позже товарный знак становится своеобразной «визитной карточкой» и ассоциируется с деловой репутацией определенной компании.

Зарегистрировать можно не любое обозначение, а лишь то, которое обладает различительной способностью. Это означает, что обозначение не должно быть уже зарегистрировано за каким-то лицом и не должно быть схожим с ним до степени смешения (чтобы рядовой потребитель не мог перепутать компании из-за схожих обозначений в определенной категории товаров/услуг).

 

Сайт

Под интернет-сайтом понимается сложный объект интеллектуальной собственности, состоящий из нескольких охраняемых элементов, таких как: произведение дизайна (дизайн страницы сайта), программа для ЭВМ (система управления сайтом и текст веб-страницы), контент (информационное наполнение сайта: фото, видео, тексты), наименование адреса страницы сайта (доменное имя).

Права на интернет-сайт как на отдельный самостоятельный объект интеллектуальной собственности зарегистрировать не получится. Однако можно зарегистрировать права (или зафиксировать авторство) в отношении отдельных элементов сайта.

Так, код веб-страницы как последовательность команд охраняется как программа для ЭВМ, права на нее можно зафиксировать путем регистрации в Роспатенте (подробнее в разделе 1.1. настоящей брошюры). Если техническое решение является оригинальным, то имеется возможность регистрации решения в качестве изобретения или полезной модели. Однако в отношении сайтов данный способ охраны используется редко в связи с частотой вносимых на сайт изменений, сокращенных сроков охраны объектов промышленной собственности и наличием особых требований к самому решению (критерии новизны, оригинальности).

Дизайн сайта (расположение контента на интернет-странице), цветовое оформление в целом и его отдельных элементов охраняется в качестве произведения дизайна. Важным критерием является творческий вклад в дизайн, поэтому в неочевидных случаях вопрос охраноспособности может быть решен с помощью экспертизы.

Объекты, составляющие контент сайта, могут охраняться как произведения искусства, дизайна, литературные произведения, аудиовизуальные произведения и др., то есть с посредством авторского права. Кроме того, отдельные элементы сайта могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Юридическую защиту сайтов обеспечивает регистрация в качестве товарных знаков доменных имен сайтов. Права на такие адреса в интернете позволяют запрещать другим лицам использовать аналогичные названия. При наличии зарегистрированного домена в качестве товарного знака организация ВОИС (Всемирная организация по интеллектуальной собственности) в спорных вопросах принимает сторону правообладателя такого знака.

Соответственно, существует несколько форм, в которых может охраняться интернет-сайт. Выбранная вашей компанией форма должна использоваться в первую очередь в отношении объектов, представляющих основную ценность и потеря прав на которые может реально отразиться на деятельности компании.